Организатор

Формула рукоделия

Генеральный спонсор

Компания НеоАрт

При поддержке

Контакты

Телефон/Факс:
+7(495)984-08-77
+7(495)540-41-94 (по конкурсу)

E-mail:
baget@formularukodeliya.ru
info@bagetforum.ru
konkurs@bagetforum.ru (по конкурсу)

Мы в соцсетях

Наша группа Facebook Наша группа Odnoklassniki Наша группа VKontakte

Статья по итогам конкурса

Комментирует Президент "НеоАрт" Артем Тамбиев:

Уважаемые коллеги!

Прошло уже больше месяца с того момента, когда Второй ММБФ завершился подведением итогов Всероссийского Конкурса Дизайнеров-Оформителей. Это был уже второй конкурс, и если на первом конкурсе совпадения свойств (достоинств, недостатков и просто стилистических признаков) конкурсных работ могли показаться случайными, то сейчас они уже таковыми не кажутся. Можно уже начинать анализировать и обобщать.

Но сначала хотелось бы ещё раз поблагодарить всех, без исключения, конкурсантов: мы, организаторы, отлично понимаем, какие усилия пришлось предпринять вам всем, а в особенности багетчикам из дальних регионов, для того, чтобы принять участие в Конкурсе! Мы уверены, что эти усилия не были напрасными, и что участие в профессиональном соревновании дизайнеров-оформителей помогло Вам по-новому взглянуть на творческий аспект вашей работы.

Прежде чем перейти к разбору и комментированию конкурсных работ, я хотел бы кратко объяснить, зачем НеоАрт понадобилась эта «головная боль» - организация и спонсирование Конкурса (напомню, что наша Компания выделила каждому из участников Конкурса материалов на сумму 3000 рублей, при этом необходимо добавить, что использование материалов НеоАрт не было обязательным).

Объяснение такое: мы в НеоАрт считаем, что важность проведения оформительских конкурсов на данном этапе развития багетного дела в России трудно переоценить, что визуализация и совместное обсуждение различных интерпретаций оформления одной и той же работы – это важнейшее событие для всего профессионального багетного сообщества.

Почему? В проведении Конкурсов, по нашему мнению, заключены возможности «повышения дизайнерской квалификации» не только для участников-конкурсантов, но и для всего нашего багетного рынка:

  1. Это возможность познакомиться с мнением международного жюри, членами которого являлись самые авторитетные представители оформительских школ разных стран и узнать о том, какие общие для всех правила оформительского дизайна позволили им согласовать свои оценки конкурсных работ и прийти к единому окончательному мнению.
  2. Это возможность для каждого багетчика дать конкурсным работам собственную оценку. Собственно, сделать это - самим оценить все конкурсные работы - я вас и приглашаю! Цель моей статьи – побудить всех: и участников Конкурса, и багетчиков - гостей ММБФ-2013, и вообще всех багетчиков, заинтересованных в профессиональном развитии, взглянуть на фотографии работ на этом сайте, прочитать мои комментарии и – составить своё собственное мнение о результатах Всероссийского Конкурса «Дизайнеров-Оформителей».
    Сделать это, предупреждаю, будет непросто: поделить эти работы по принципу «нравится - не нравится» не получится! Каждому, кто возьмётся судить конкурс «для себя», придётся провести работу, аналогичную той, которую провело жюри Конкурса. Для того, чтобы выбрать «своих» призёров и дипломантов, Вам придётся в споре с самими собой подыскивать аргументы «за» и «против», а также формулировать собственные правила дизайна - в том случае, если выяснится, что отсутствие таких правил не позволяет принять окончательное решение.
    Но те, кто проделает эту работу, проделают её не зря: в работе такого «внутреннего жюри»заключён огромный обучающий эффект! Проделав её, я уверен, Вы сделаете шаг вперёд в своём профессиональном развитии.
  3. Это возможность через проведение оформительских конкурсов «гласно» и «сознательно» формировать самобытный Российский оформительский стиль, когда различные, до сих пор неизвестные и поэтому пока непопулярные дизайнерские приёмы и техники, а также творческие находки отдельных оформителей становятся общим достоянием и происходит их «естественный отбор» на основании оценки, данной профессиональным сообществом. Таким образом, опыт, знания и навыки, накопленные отдельными багетчиками-оформителями, могут быть «переплавлены» в общие для всех оформителей опыт, знания и навыки, и послужат дальнейшему развитию бизнеса всех Российских багетчиков.

Как видите, все три возможности – такие, что невозможно их упустить, и, поскольку без материальной поддержки на данном этапе Конкурсы проводить не получается, НеоАрт взял часть расходов на себя.

Немного о конкурсном задании. Повторю то, что уже говорил на церемонии награждения: репродукция картины Матисса «Красная комната (Гармония в красном)» была для оформления очень трудной. И по стилю, и по цвету, и по художественному уровню: нечасто нам доводится оформлять - хоть и репродукцию, но зато с картины современной (представляющей живописное течение «фовизм»), декоративной и яркой (да ещё с доминирующим красным цветом!), и к тому же ещё принадлежащей кисти великого художника, то есть - картины настоящего «музейного» уровня.

Что означают «музейность» и декоративность «Гармонии в красном» применительно к задаче, которая стояла перед оформителями? То, что в этой работе достигнут высочайший уровень сбалансированности всех декоративных элементов, и в первую очередь ярких пятен основных цветов (красного, зелёного, синего и т.д.). Какие трудности из-за этого возникали у оформителей? Основная трудность была в том, что оформители в своей работе также, как и Матисс, в первую очередь оперируют декоративными элементами, то есть цветом и пятном (в основном это касается паспарту, но также цвет является главной характеристикой и багета), и только во вторую очередь – формой и объёмом (например, формой профиля или ступеньками срезов и пауз - в дизайне края паспарту). То есть конкурсанты были вынуждены «играть на поле» Матисса, а он при этом уже использовал уже практически все «ресурсы»: объёма в его картине нет - одни пятна, поэтому объёмом оформители играть особо не могли, а цвета, причём яркого, предостаточно. При этом, повторяю, цветовые пятна у Матисса настолько мастерски сбалансированы, что многие конкурсанты, нарушая этот баланс своим подбором, не смогли избежать ошибок.

Теперь о работах. В целом уровень работ на Конкурсе, и это было отмечено всеми без исключения членами жюри, был высоким, ну, и накал борьбы, соответственно, тоже был серьёзным. Особо хочется отметить, что в основном класс работ, представленных конкурсантами, участвовавшими в конкурсе во второй раз, вырос по сравнению с прошлым годом. Также обрадовало и то, что многие конкурсанты в этом году постарались применить оформительские приёмы и техники, запомнившиеся им по самым удачным работам прошлого года.

Ну, и ещё немного о работах в целом. В этом году, также как и в прошлом, конкурсные работы можно было поделить на три группы. Это были:

  1. Оформления, выполненные на основании «идентификации» (термин, введённый Адом ван Генехтеном) оформляемой работы – то есть выполненного оформителем максимально полного обследования всех её качеств: стиля, сюжета, ритма, пропорций, цветовой гаммы и т.д. Характерная черта таких работ – то, что оформительский дизайн в них, независимо от степени его «удачности», поддаётся объяснению.
  2. Оформления, выполненные на основе поверхностной или неверной идентификации: это когда оформление не слишком внятно привязано к свойствам оформленной работы или вообще к ним не привязано. В таких случаях работа иногда является всего лишь поводом для создания некоторого «оформительского изделия», дизайн которого подчас трудно объяснить.
  3. Строго говоря, оформления, вошедшие в третью группу, могут быть отнесены и ко второй группе конкурсных работ. Почему я выношу их в отдельную группу? Потому, что они являются примерами замечательного мастерства изготовивших их багетчиков – своего рода декоративно-прикладными изделиями, связь которых с оформляемой работой была иногда «приблизительной».

Приношу тут, заранее, извинения за критику в своих комментариях конкурсных работ всем конкурсантам: не обижайтесь на меня, я никого не хочу обидеть, а если и «ищу блох», то только с целью принести пользу!

Ну, и, перед тем, как окончательно перейти к комментированию конкурсных работ, хотел бы напомнить слова Луки Сальвадори, сказанные им во время церемонии закрытия Форума. Эти слова лучше всего выражают то общее, что объединило нас, членов жюри Конкурса, в понимании работы дизайнера-оформителя. Лука сказал: «Я бы сравнил оформляемую работу - с человеком, а оформление – с одеждой и макияжем. Одежда и макияж, по моему мнению, должны подчёркивать лучшее во внешности человека и не мешать его видеть. Если одежда и макияж подчёркивают невыразительность внешности человека или, ещё хуже, изменяют его до неузнаваемости, то эта одежда и этот макияж – неудачные».
Лучше не скажешь.

Победитель конкурса

1. Багетная мастерская "Контраст", г.Череповец

Снова и снова пересматривая фотографии конкурсных работ при подготовке к написанию этой статьи, я ещё раз убедился, что работа багетной мастерской «Контраст» из Череповца не случайно оказалась на первом месте. Ещё раз поздравляю весь «коллектив авторов» и лично владельца мастерской – Юрия Ивановича Манжелея - с победой!

Работа, коллеги, у вас получилась замечательная. При этом особенно приятно отметить, во-первых, стабильность результатов студии: напомню, что на прошлогоднем конкурсе её работа получила Приз Зрительских Симпатий. А во-вторых - что по сравнению с прошлым годом достигнут явный прогресс: и приз в этом году – Первый, и работа получилась гораздо интереснее, по сравнению с хоть и оригинальным, но немного надуманным оформлением прошлого года. (Напомню, что в прошлом году для оформлении «синей» работы Дюфи студия использовала в качестве паспарту увеличенную репродукцию картины («синее к синему») в сочетании с использованным два раза(!) немного гротесковым классическим профилем багета С.С.С. в покрытии «антикварное серебро», работу эту Вы можете увидеть в разделе «Результаты конкурса» 2012 года ).

Цветовая концепция оформления. Со сложностями подбора оформления по цвету студия справилась очень грамотно: цветовая концепция выстроена на сочетании оттенков белого и светлого жемчужно-серого. Подбор оттенков очень тонкий и совсем не очевидный – сочетать очень светлые оттенки между собой бывает даже труднее, чем тёмные. Использовать такую, основанную на сочетании нейтральных цветов, концепцию рекомендуется при оформлении ярких по цвету работ, а тем более таких, как «Гармония в красном», на которых цветовая гамма состоит из сочетания нескольких ярких основных цветов спектра! Да, такая концепция - «бесконфликтная», ну а кто сказал, что внутри оформления должны быть обязательно контрасты и конфликты? Достаточно того, что на картине гармония достигается через конфликт (в смысле «единства и борьбы противоположностей») между дополнительными (находящимися напротив друг друга на цветовом круге) цветами спектра – красным и зелёным, да ещё при участии пары основных контрастирующих цветов – синего и жёлтого. Цвета оформления наилучшим образом высвечивают то, что происходит между цветами на картине, а ведь, напоминаю, именно в достижении динамичного равновесия контрастирующих между собой цветов (гармонии) и состоит главное содержание картины Матисса «Гармония в красном».

Стиль. Стиль оформления – классический. В этом есть небольшая натяжка, ведь стиль самой картины однозначно идентифицируется как «современный». Может ли быть эта работа оформлена в таком стиле? Однозначно: может, если есть необходимость вписать её в классический интерьер или - если такой стиль оформления соответствует вкусу заказчика.
Почему я не могу оценить такую стилистику оформления однозначно положительно? Потому что ни стиль интерьера, ни вкус заказчика в условиях конкурса заявлены не были, и правильнее было бы оформлять работу на основе только идентификации её собственных качеств. Справедливости ради нужно сказать, что главные стилеобразующие элементы – «большой» багет и багет-кант подобраны с максимальным вкусом и тактом. Во-первых, профиль багета – обратный, а по законам «оформительской оптики» обратные профили лучше, чем профили классические (вогнутые) подходят для оформления работ декоративных, то есть таких, на которых художник не изображает глубину пространства. А во-вторых, «классичность» профиля багета «маскируется» совсем не строго классическим по характеру покрытием (белый с белой патиной и стёртыми до тёмно-серого подслоя гранями лепнины) в стиле «Прованс» («французистость» этого стиля, кстати, перекликается со стилем Матисса, однозначно воспринимаемым как «французский»). К тому же, белая патина уплощает детали лепнины на багете и размывает их контуры, лишая излишней «конкретики». Ну, и «волнистость» основного декора на багете всё-таки отдалённо перекликается с волнистыми контурами пятен цвета и, в особенности, с дугами синего узора на картине.

Пропорции. Пропорции являются одним из основных достоинств этой работы. Отношение общей ширины поля, образуемого ширинами паспарту и багета - к размеру самой оформляемой работы я нахожу практически идеальными. Все соотношения ширин: багета к общей ширине паспарту, багета - к ширине основного паспарту, внутренней маленькой рамки-канта - к ширине паузы нижнего (ближнего к краю картины) паспарту, суммы ширин этой нижней паузы и рамки-канта - к сумме ширин основного паспарту и багета и т.д. – замечательно «найдены». Единственное маленькое замечание: узор лепнины на рамке-канте практически такой-же, как и на «косичке» лепнины на багете, причём детали лепнины на канте выглядят чуть покрупнее из-за разницы в покрытиях (на канте нет «протиров» до тёмного подслоя). Было бы лучше, если бы этого повтора не было, и узор на канте был бы немного меньше.

Дизайн Паспарту. Хочу обратить внимание читателей этого обзора на сложный и достаточно оригинальный дизайн паспарту в этом оформлении. Характеристики его следующие: второй паспарту оторван от основного с помощью проставки. Так оформитель создаёт ощущение объёма, необходимое ему для того, чтобы уравновесить серьёзный объём и «вес» небольшого лепного профиля, использованного в качестве канта. Ритм пауз края паспарту отлично разработан. Пауза второго паспарту совсем небольшая, обратите внимание на то, что используется паспарту с чёрным срезом, который перекликается с «протирами» на багете. Срез этот упирается в спинку багета, который используется в качестве «канта в паспарту». Затем - достаточно широкая «пауза», которую образует профиль этого багета, обратная форма которого отлично «зарифмована» с обратной формой профиля рамы, а узор, как я писал выше, зарифмован с полоской лепнины на этой раме. Затем идёт ещё одна пауза, более узкая, чем кант, но шире паузы второго паспарту. Этот паспарту - также с чёрным срезом, который гораздо лучше, чем белый срез, «работает» при переходе с паспарту в плоскость картины. Потому что подчёркивать объём, а это работа, которую обычно делает белый срез, тут не нужно – объёма в картине Матисса нет, а чёрный срез в данном случае отлично прочерчивает границу между паспарту и картиной.

Ну, и ещё одна, важная придумка, которая отличает это оформление - перекличка двух рам паспарту, «маленькой» и «большой», в которые последовательно одета картина Матисса: багету-канту соответствует пауза ближнего к краю картины паспарту, а большому багету – поле основного паспарту. Причём, такое оформление «с эффектом матрёшки», описание которого выглядит громоздким, на деле громоздким совсем не выглядит - благодаря тактичному и выразительному подбору материалов.

Техническое исполнение этого оформления практически безупречно.

Работы, занявшие II место

1. Багетная мастерская "Обрамитель", г.Орёл

Это оформление произвело на жюри очень хорошее впечатление. Завоевать второе место ему помогли достаточно высокий уровень дизайна и техническая сложность исполнения (но не «переусложнённость»!). Поздравляю вас, коллеги, с большим успехом, так держать!

Багет и Стиль. Оформление в целом довольно традиционное по стилю, такое звучание ему придаёт, конечно, прежде всего багет, ну, и цветовая концепция с использованием состаренного золота. Багет обратный, и, также как и в оформлении, победившим на Конкурсе, обратный профиль лучше, чем классический, оформляет современное, плоское изображение. Не могу сказать, что багет этот кажется мне идеальным для оформления работы Матисса, но главным его достоинством является цвет – красивый оттенок золота в сочетании с кремовым оттенком вогнутой спинки.

Цвет. Цветовая концепция этого оформления построена на сочетании нейтральных розовато-кремовых оттенков, золота и красно-кирпичного цвета (это цвет «канавки» по внутреннему периметру рамы). То есть идея этого оформления - также использовать нейтральные оттенки, но как-бы подсвеченные красным отражением картины и поэтому порозовевшие, а также усилить эффект глубины в оформлении, утемнив фон, на котором «плавает» основной паспарту, и подсветить этот фон красным изнутри – поэтому канавка и получилась красно-коричневой.

Пропорции. Пропорции в этом оформлении вполне благополучные. Оформление практически не перегружает работу своими размерами. Обратите внимание на то, что широкие поля основного паспарту кажутся вполне пропорциональными в сочетании с достаточно тёмными цветами насыщенной деталями картины.

Дизайн Паспарту. Дизайн паспарту – изюминка этого оформления. Основной паспарту, оформленный в тонкую, из шпонированного алюминия (изумительная новинка Nielsen!), раму-коробочку, «плавает» на красно-кирпичном фоне. Соответственно, этот фон разделяет багет и обкладку, сглаживая стилистический конфликт, который был бы неизбежен при прямой стыковке традиционного по стилю багета с современной по стилю (простейшая прямоугольная форма в сочетании со структурой и цветом натурального дерева!) обкладкой-коробочкой. Теперь о том, как решён «край» паспарту. В плоскости основного паспарту, чуть выступая из неё, находится пауза, которую образует смонтированный в паспарту деревянный багет цвета выбеленного натурального дерева с ещё более выраженной, чем на обкладке, текстурой. И уже в этот профиль смонтирован классический золотой кант без декора.
В сочетании материалов заключается сюжет оформления. Классический багет как-бы вписывает это оформление в классический интерьер. Кант в паспарту перекликается с багетом своей классической формой и цветом золота, одновременно балансируя дизайн края паспарту с багетом и по цвету, и по стилю! Обкладка-коробочка и простой деревянный профиль, являющийся частью края паспарту, выполняют другую задачу – отражают современность стиля оформляемой картины. Параллельно возникает ещё одна перекличка, балансирующая внешний «край» оформления с внутренним краем паспарту: цвет, текстура, форма и стиль маленькой коробочки-обкладки перекликаются с цветом, текстурой и формой и стилем деревянного профиля-канта.
Собственно, в дизайне паспарту заключены и некоторые шероховатости, о которых я не могу не сказать. Во-первых, дизайн края паспарту, сам по себе вполне благополучный, кажется слишком лёгким и плоским по сравнению с тем, что на внешнем крае – там «трёхмерность» слишком бросается в глаза: она и в «фигуристости» профиля основного багета, и в значительном перепаде высот между четвертью основного багета, дном канавки, и спинкой коробочки. Во-вторых, между цветами основного багета, а также обкладки и основного паспарту, с одной стороны, и кирпичным цветом канавки – с другой, создаётся, на мой взгляд, слишком резкий тоновой контраст, который немного отвлекает взгляд зрителя от «пластического» содержания картины. При этом канавка, вместо того, чтобы объединять элементы оформления, разделяет оформление на две части: одна часть – это достаточно элегантное и самодостаточное оформление картины Матисса в паспарту и тонкую деревянную коробочку-обкладку (попробуйте, глядя на фото, мысленно отрезать классическую раму вместе с «канавкой»), а другая часть – это не совсем прижившаяся к этому оформлению классическая рама.

Техническое исполнение. Техническое исполнение этой работы – выше всяких похвал, что отметили все члены жюри.

2. ФГБУК ГМВЦ "РОСИЗО", г.Москва

Дизайнер этого оформления постаралась выполнить очень трудную задачу – оформить картину Матисса элегантно и современно, и в целом это ей удалось. Говорю абсолютно серьёзно: я считаю задачу «оформить элегантно», то есть одновременно стильно, просто и выразительно, очень сложной, и, судя по всему, также посчитало наше жюри, когда присудило этой работе второе место. Поздравляю ещё раз, Вас, Даша, и всех коллег из мастерской «Росизо», со Вторым призом на Конкурсе!

 

Цвет. Это ещё один пример удачного оформления Матисса в нейтральные цвета. Цветовая концепция оформления – оттенки кремового, без контрастов, и совсем немного серебра, которое неожиданно «вытаскивает» из цветовой гаммы картины серебристые оттенки листвы на деревьях за окном. На что хотелось бы обратить внимание: точно подобранный цвет паузы паспарту со срезом того же цвета, что и его поверхность (догадываюсь, что это мой любимый Alpharag!). Этот цвет совсем немного теплее, чем цвет юбки женщины на картине, но именно поэтому он не мешает нам видеть цвет этой юбки – находящегося с краю главного светлого пятна на картине!
Вторая удача - точно найденное отношение цвета основного паспарту («топлёное молоко») к цвету паузы нижнего паспарту. Обратите внимание на то, что цвет паузы – светлее, что, вроде бы, противоречит Ад ван Генехтеновской теории «туннельности» дизайна паспарту. На самом деле штука в том, что туннель при оформлении декоративной, плоской вещи может быть «обратным» - темнее снаружи, и светлее внутри, потому что в такую не-пространственную картину нет необходимости втягивать взгляд зрителя (а в пространственную – обязательно!).

Пропорции. Пропорции в этом оформлении достаточно удачные, но, как мне кажется, их можно было бы ещё немного «довести». Небольшая претензия: пауза нижнего паспарту могла быть поуже, а поле основного паспарту пошире, хотя бы за счёт ширины этой паузы. Приблизившись к краю картины, линия блестящего канта, контрастирующая с окружающей его матовой поверхностью паспарту, избавила бы это оформление от некоторой вялости, сконцентрировав взгляд зрителя на картине. При этом ширина поля основного паспарту не была бы уже в такой опасной близости к ширине составного багета – напоминаю о том, что следует избегать повторов ширин любых, а в особенности соседних «полос» в оформлении.

Багет. Мне в особенности приятно комментировать выбор багета для этого оформления. Это багет составной – он собран из двух профилей «парус» - новинки компании Сальвадори, вставленных друг в друга под прямым углом. Почему приятно? Потому что, по моему мнению, этот профиль – большая удача Сальвадори, а также потому, что я сам оформил в этот профиль, в том числе в рамы, составленные из двух «парусов» таким же образом, как и на конкурсной работе, множество работ к июньскому семинару Ада ван Генехтена «Минимализм в оформлении», который НеоАрт проводил совместно с Nielsen&Bainbridge. Багет этот – простой и одновременно выразительный по форме, а сочетание двух профилей, и одинаковых, и разных размеров, в разных цветах и покрытиях, даёт оформителю множество возможностей для создания современного по стилю дизайна рам.

В данном оформлении были использованы два профиля разных размеров, оба в покрытии «выбеленный дуб». Форма багета получилась очень динамичной и стильной, но, к сожалению, светлое покрытие с текстурой дерева мешает эту форму видеть и воспринимать, поэтому багет в целом кажется плосковатым (воспринимается больше как «полоса», чем как «форма»).

Работы, занявшие III место

1. Багетная мастерская "Акварель", г.Тюмень

Успех этой работы иллюстрирует то, как эффективны могут быть грамотность и «чистота» в художественном оформлении. Элементов оформления немного, но они все - на месте, и именно потому, что их немного, все они - максимально выразительны.

Стиль. Стиль оформления универсальный, но ближе к традиционному, благодаря багету классической формы с минимальным декором – «шариками». Цвет багета подобран хорошо – это бледно-жёлто-зеленоватое золото, цвет этот - достаточно нейтральный по отношению к цветам картины, а его зеленоватая составляющая от соседства с «Гармонией в красном» высвечивается - по принципу активации дополнительных цветов «в присутствии» друг друга (зелёный и красный – цвета дополнительные). Цвет паспарту – тоже «правильный», монохромный кремовый. Такая цветовая гамма совершенно бесконфликтна, но и безошибочна – она помогает полностью сконцентрировать взгляд зрителя на картине.

Пропорции. Пропорции в этом оформлении – сильная сторона. Соотношение ширины полей паспарту, ширины багета и размеров картины - практически идеальное. Обратите внимание на то, как хороши широкие поля и как вольно в них «дышится» Матиссу!

Дизайн Паспарту. Дизайн паспарту – минималистический, но совсем не примитивный! Обратите внимание на приём, использованный дизайнером: использование многослойного паспарту только одного (нейтрального, кремового) цвета! Этот приём традиционно применяется при музейном оформлении графики, в том числе цветной, и вполне уместен для оформления конкурсной работы. Его применением оформитель выражает уважение к самодостаточности и высокому художественному уровню оформляемой картины, как-бы говоря: «Декорировать, украшать эту картину дополнительно цветным паспарту – только портить...»

В этом оформлении используется музейный хлопковый прокрашенный насквозь паспарту Alpharag, так что никаких белых срезов! Туннель здесь построен двойной, с проставкой. Репродукция «Гармонии в красном» смонтирована на «подиум» в форме усечённой пирамиды (срезом под 45° наружу) из пенокартона толщиной 3мм, срез которого также обклеен этим паспарту. Пауза нижнего паспарту довольно широкая - 25 мм, а поля основного паспарту оторваны от нижнего проставкой из пенокартона толщиной 5мм.
Не могу не упомянуть о некотором недостатке этого оформления. Оно получилось слишком «стерильным», немного как-бы «без изюминки». Думаю, что от этого недостатка можно было бы избавиться, внеся в дизайн паспарту минимальный контраст или, если это противоречило выбранному дизайнером принципу оформления только в один цвет паспарту, то подобрать более выразительный по форме, более стильный багет.

Возможно, более подходящий багет не сумели вовремя доставить в Тюмень?

2. Оформительский Салон "Багетный Дом", г.Томск

Хотелось бы поздравить с третьим местом на Конкурсе Оформительский Салон «Багетный Дом» из Томска! Салону всего год, а уровень оформления, показанный в конкурсной работе, уже совсем не «детский»!

Стиль оформления конкурсной работы я бы характеризовал как универсальный, ближе к современному, с признаками солидности и… некоторой тяжеловесности. Это впечатление от работы создают массивный широкий багет и немного перегруженный дизайн края паспарту. В целом стиль оформления не совсем гармонирует с лёгкой и радостной французистой живописью Матисса.
Но у работы, тем не менее, множество достоинств.

Цвет. Цветовая концепция этого оформления достаточно оригинальная. Явно стараясь «не навредить» картине, оформители решили использовать серую нейтральную гамму паспарту в сочетании с тёплым серебром багета и черным багетом в качестве канта.

Пропорции.С пропорциями в этой работе несколько напутано, и произошла эта путаница в процессе работы над дизайном, видимо - по мере того, как он усложнялся в процессе работы. Внешние размеры рамы – на пределе, который только может выдержать репродукция «Гармонии в красном» такого размера. Но большую часть «полей оформления» забрали себе с одной стороны - широкий багет, а с другой – сложный дизайн края паспарту. В результате поле основного паспарту кажется немного узким и не даёт взгляду зрителя «передохнуть». Второй недостаток, о котором я не могу не упомянуть – некоторая «полосатость» этого оформления. Во-первых, сам багет состоит из трёх полос: одной - внешней, тонкой и самой тёмной, второй - неширокой скошенной под 45° и третьей - плоской, самой широкой, с чуть намеченной узкой полосой декора по внутреннему краю. В сочетании с полосой основного паспарту и многочисленными полосками срезов и пауз паспарту – полос многовато.

Багет. О багете я уже почти всё написал. Его достоинство: стиль, который в принципе не противоречит Матиссу. Недостаток, повторюсь, некоторая тяжеловесность и к тому же - угловатость, которой в картине Матисса нет.

Дизайн Паспарту. В дизайне паспарту видно стремление добиться оптического баланса оформления. Для этого был выстроен туннель, основными элементами которого стали (перечисляю в порядке «углубления» тоннеля): во-первых, сочетание линии тонкого чёрного среза, глубокого среза и широкой паузы светло-серого паспарту - элемент, своими пропорциями повторяющий в уменьшенном виде пропорции багета, во-вторых, сочетание второго чёрного среза с глубоким серебряным «бевелом», также зарифмованное со скошенной частью профиля багета, и, в-третьих, чёрный багетный профиль в качестве «канта в паспарту» с паузой крайнего, самого нижнего прокрашенного насквозь паспарту тёплого бежево-коричневатого цвета, перекликающегося по цвету с тёплой патиной на багете. В дизайне всех этих элементов видны продуманность и вкус, хотя, опять же, всё немного переусложнено.

Техническое исполнение. На высоте.

3. Салон багетного дизайна г.Орехово-Зуево, г.Орехово-Зуево

Поздравляю Вас коллеги, ещё раз с Третьим Призом на конкурсе! Работа у вас получилась очень интересная, так держать! Ещё один пример современного по стилю оформления, в котором дизайнер постарался отразить результаты собственной «идентификации» картины Матисса. Одним из качеств этой картины была, похоже, совершенно правильно признана лёгкость и «подвижность» письма. И в самом деле, «Гармония в красном» в оригинале довольно большого размера, а выглядит свежо, как небольшая гуашь, написанная лёгкими движениями кисти за один сеанс. В связи с этим, видимо, в качестве основного багета составной рамы был выбран обратный профиль без декора производства компании BologniArreda. Покрытие на нём - современное по стилю: белая краска на поверхности багета неравномерно содрана, причём содрана явно вручную, а испод неё проглядывает разноцветный подслой, оттенки цвета на котором совпадают со многими оттенками цвета оформляемой картины. В качестве второго, внутреннего багета был выбран современный формы профиль с глубоким прямым скосом красновато-коричневатого цвета в покрытии, имитирующем «состаренность». Недостатком такого совмещения является то, что два багета не «срослись», поэтому внутренний багет стал не столько частью рамы, сколько частью дизайна паспарту, впрочем, возможно, что в этом состоял замысел дизайнера.

Цвет. Цветовая концепция этого оформления – сочетание белого и кремового (нейтральных) с различными красно-коричневыми оттенками, включая даже корчневато-розовый.

Пропорции. Пропорции в этом оформлении – вполне благополучные, не совсем удачным я считаю повторение двух ширин – внешнего багета и розово-коричневатого элемента (это уже не «канавка», а настоящий «ров»), который возник как сочетание внутреннего багета, фонового паспарту и тонкой терракотовой внешней паузы нижнего (под основным) паспарту.

Дизайн Паспарту. Дизайн паспарту получился достаточно сложным, не без некоторого влияния работы, победившей на Конкурсе прошлого года (там основной паспарту тоже был «плавающим», причём этот приём был выполнен виртуозно). Здесь конструкция даже сложнее. Её элементы (перечисляю от рамы к картине): красновато-коричневый скошенный багет (это как-бы большой «бевэл»), фоновый паспарту, затем – плавающий кремовый основной паспарту с внешней тёмной контрастной паузой, придающей ему эффект объёма с внешней стороны, и тоннель из двух пауз – тонкой светло-кирпичной и широкой кремово-белой. Эта последняя пауза светлее цвета основного поля, но, как я уже писал выше, такой обратный (светлый «в глубине») тоннель может применяться при оформлении декоративных работ. Цвет этой паузы, замечу, подобран таким образом, чтобы юбка на работе осталась самым светлым элементом оформления. Основное назначение широкой белой паузы нижнего паспарту – сбалансировать оформление, откликнувшись на белый цвет основного багета, а также создать правильное, «свежее» сочетание цветов на границе между оформлением и картиной.

Что получилось? Интересная оформительская работа, достаточно удачная попытка оформить Матисса в современном стиле.

Что не совсем получилось?
Честно говоря, меня немного напрягает цветовая гамма этого оформления. Розово-кирпичного здесь слишком много, так много, что начинаешь задумываться о его происхождении: откуда он? И почему в стольких оттенках? Его нет у Матисса. Эти оттенки получатся, если взять матиссовский красный, добавить к нему в разных пропорциях чёрного и белого и размешать. Но зачем? Не спорю, «розовость» и «красноватость» – родственники красного, но в оформлении они этому красному не помогают светиться, они его «разбавляют» и гасят. К тому же, широкий розово-коричневатый, довольно яркий элемент («ров»), находящийся на периферии оформления, создаёт там очаг «активности», отвлекая взгляд зрителя от картины. И, ещё одно, благодаря этой его активности «не прирастает» к оформлению багетная рама, на стыке этой рамы и «рва» возникает слишком большой контраст цветов и текстур покрытий.

Техническое исполнение. На высоте.

Дипломанты конкурса

1. Багетная мастерская "Артлюкс", г.Москва

Цветовая и стилистическая концепция этого оформления: розовая гамма с небольшим количеством патинированного золота, состаренные поверхности, классический стиль.
Плюсы этого оформления – относительная цельность и единство его элементов, а также изобретательность, с которой оформитель сочетает эти элементы.

Дизайн Паспарту. Его элементы (от рамы – к картине): основное поле розовато-бежевого бархатного паспарту с белым срезом, затем неширокая пауза паспарту красно-кирпичного цвета. Следом идёт небольшой профиль типа «кассета» (производитель С.С.С., Италия), состоящий, в свою очередь:

  1. из двух кантов - первого, покрытого седой патиной,светло-золотого, с лиственным декором;
  2. второго, седого от патины, декорированного маленькими злотыми шариками;
  3. а также из «задымленной» светлой коричнево-красной патиной золочёной полосы-паузы между этими двумя кантами.

Профиль-кассету и край картины разделяет полоска очень тёмного коричневого паспарту без среза.
Использование совсем непростого багета в дизайне паспарту является, конечно, основной изюминкой этого оформления. Багет этот:

  1. В целом не противоречит работе Матисса по цветовой гамме.
  2. Придаёт оформительской концепции определённую выразительность и сложность.

Его применение в дизайне паспарту дало оформителю возможность для создания перекличек с дизайном рамы. Хочу снова заметить, что во многом качество дизайна оформления зависит от наличия внятных перекличек между его элементами между собой и, конечно, между элементами оформления и элементами оформляемой работы.

Дизайн рамы. Дизайн рамы в этом оформлении отражает желание оформителя добиться «оптического баланса» между краем паспарту и рамой, и это было, естественно, отмечено нашим жюри. В качестве основного профиля багета был выбран тёмно–розовый скошенный профиль Bologni Arreda в состаренном покрытии, имитирующем «отшелушивание» краски…Такая текстура смягчает современное звучание формы профиля этого багета, и к тому же визуально «зарифмовывает» его поверхность с покрытием полосы-паузы на багете, использованном в дизайне паспарту. Оба покрытия близки по цвету, оба – состаренные и - выглядят похоже друг на друга. Для того, чтобы закрепить визуальную связь между рамой и краем паспарту, оформитель использовал в дизайне рамы кант С.С.С. с декором, в точности повторяющем дизайн внешнего канта на багете, вставленном в паспарту, только в другом, менее патинированном покрытии (золото, протравленное каплями кислоты).

О том, что получилось в дизайне, я постарался написать выше. Главный минус: несмотря на то, что это оформление объединяет с «Гармонией в красном» родственная красному цвету розовая гамма, оно остаётся всё-таки чужим работе Матисса. В самом деле: сам образ затёртости, состаренности, запылённости, который создаёт сочетание состаренной текстуры покраски на багете, патинированных золочёных поверхностей багетных профилей и текстуры бархатного паспарту, противоречит яркому, свежему, современному стилю и энергичной живописной манере Матисса. Думаю, что наличие слишком тёмной коричневой паузы паспарту между оформлением и работой это только подчёркивает. Эта пауза выполняет роль границы между двумя достаточно чуждыми друг другу сущностями – работой и оформлением, она разделяет, вместо того, чтобы объединять.

Из чисто технических дизайнерских ошибок хотел бы отметить перегруженность дизайна внутреннего края паспарту элементами, которая усугубляется слишком сильными тональными контрастами между ними, а также контрастами между элементами дизайна паспарту объёмными (багет) и плоскими (картон). Из-за этой перегруженности возникает ощущение дисбаланса между краем паспарту и внешней рамой:«рамка», которую образует «сложносочинённый» край паспарту, первой бросается в глаза, а багетная рама выглядит слишком легковесно, и усугубляет это впечатление точное повторение размеров листиков на двух кантах – в багете и в паспарту. В любом случае, было бы лучше, если бы детали декора на раме были бы покрупнее.

2. Багетная мастерская "Багет Маркет", г.Москва

Оформление это даёт впечатление солидности, грамотности, оно «крепко сбито» и сбалансировано «внутри себя». Этого впечатления оформитель добивается достаточно грамотным использованием «перекличек» между элементами. Багет рамы прочно перевязан с небольшим багетным профилем, использованным в дизайне края паспарту: у них одинаковое покрытие, более того – внутренняя полоса лепного декора на раме и лепной декор на багете в паспарту – идентичны. Синий цвет основного поля паспарту и синий цвет четырёх пауз паспарту – тоже одинаковые.

Концепция оформления: классика, за счёт использования багетных профилей с классическим лепным декором.

Цветовая концепция: синее и белое.

Как Вы уже понимаете, я считаю не совсем правильным оформление работы Матисса в классическом стиле. Декор на багетных профилях - слишком чужой Матиссу по стилю. Справедливости ради нужно отметить, что в этом оформлении сделаны уступки декоративному стилю Матисса: профиль багета для рамы подобран обратный, а цвет основного поля и пауз паспарту принципиально «не работает» на создание эффекта трёхмерности оформления (глубины), что оправдано при оформлении «плоской» (декоративной) работы.

О минусах. Точное повторение двух полос декора на багетах (я отлично понимаю, как соблазнительно было использовать эти профили вместе!) – это всё-таки неправильно, было бы лучше, если бы внутренний багет был поуже, а модуль декора на нём – поменьше.

Выбор синего цвета паспарту я тоже не считаю удачным. Возникшая в данном случае перекличка между синим паспарту и небольшим количеством синего на картине – ловушка для оформителя. У синего цвета очень сложные взаимоотношения с красным: оба этих цвета – основные цвета спектра. Они конфликтуют, причём конфликтуют «в лоб», и огромное количество синего в оформлении оказывает негативное влияние на красный цвет - основной цвет «Гармонии в красном».

Ещё одно: сильный тональный контраст на границе между белой рамой и паспарту, а также между маленьким профилем багета-канта и паспарту - тоже не является положительным качеством. Этот контраст «бьёт по глазам» и мешает нам видеть тонко аранжированные цветовые и тональные контрасты в работе Матисса.

Пропорции: не считаю верным то, что ширина багета повторена основным полем паспарту, а ширина внутреннего багета - общей шириной четырёх синих пауз паспарту. Повторение ширин, в особенности смежных полос, неправильно. Некоторая внятная разница выглядела бы лучше: основное поле паспарту должно было бы быть пошире, а паузы – поуже.

3. Багетный салон Photo Family, г.Ставрополь

Грамотное оформление, профессиональное и совсем непростое.

Из положительного: правильно подобранный дизайн профиля багета и его цвет (тёплое золотистое серебро с зеленоватыми и сероватыми оттенками). Цвет основного паспарту – красивый и тоже «правильный» оттенок кремового («непопадающий» в кремовые оттенки Матисса). Не осталась незамеченной также работа конкурсанта над «оптическим балансом» оформления (между багетом и краем паспарту).

Дизайн паспарту. Здесь использован интересный приём: расширенная v-канавка, с использованием паспарту с металлизированным спецпокрытием и «на дне» канавки, и в качестве второй паузы паспарту. Этот металлизированный паспарту по текстуре и цвету скоординирован с багетом. Ширина первой паузы паспарту, того же цвета, что и основное поле – правильной ширины. Вторая пауза по ширине повторяет полоску серебра на дне канавки. Третья, последняя пауза паспарту оторвана от предыдущей паузы «проставкой». Некоторым недочётом является то, что две последние паузы - примерно одинаковой ширины, что делает этот, примыкающий к краю картины, элемент паспарту (сочетание двух пауз) невыразительным и статичным. Моя догадка о том, почему оформитель не сделал третью паузу пошире: серого цвета было бы слишком много, а он в прямом сочетании с цветовой гаммой картины – выглядит немного «грязным». Откуда появился этот серый цвет, он ведь кажется довольно чужим в этом оформлении? Возможно, что он происходит из цвета патины на багете, но это его «не оправдывает»: такие акцентные паузы в паспарту, цвета которых работают на создание оптического баланса и создают перекличку с одним из цветов на багете или даже с цветами второстепенных субъектов на картине, не могут быть крайними – они должны быть внутри дизайна края паспарту!

Ещё некоторые недочёты:

  1. Тип покрытия на багете не совсем подходит для оформления данной работы. На этом плёночном покрытии – слишком «много всего», оно слишком пятнистое: имитируются и процарапывание, и густо нанесённая патина. Мне думается, что покрытие багета должно было быть подобрано в большем соответствии с тем впечатлением лёгкости, элегантности и простоты, которые производит полотно Матисса.
  2. Основное поле паспарту (до расширенной канавки) слишком близко по ширине к багету. Могло бы быть пошире. Всё-таки ничем «не заселённое» основное поле паспарту всегда воспринимается и сравнивается зрителем с другими элементами по ширине отдельно от других элементов. Так и здесь: паспарту «после канавки», хоть и того же цвета, что и основной паспарту, но уже не является частью основного поля.

4. Багетный салон "Арт-Кристи", г.Москва

Основное достоинство этого оформления: оно само по себе крепко «сбито» и оптически сбалансировано с помощью разнообразных приёмов, используемых для создания оптического баланса.

Цветовая концепция: оттенок тёплого серого цвета основного паспарту в сочетании с акцентами чёрного, тёмно-синего, тёмно-красного (бордового), а также «грязно»-коричневой патины и чернёного антикварного золота. Не считаю, да простят меня коллеги, что цветовая гамма является главным достоинством этого оформления. Эта гамма демонстрирует неувядающую силу слогана, который использовали преподаватели живописи в советское время (а я это время помню): «Больше грязи – больше связи». То есть, в переводе на оформительский язык: «грязные, мутные цвета являются нейтральными, и их в каком-то смысле легче привязать к яркой цветовой гамме работы». Оптическое объяснение этому: в тёплом сером, в болотном, и в других «тёпло-холодных» цветах намешаны красный с зелёным, синий и оранжевым, жёлтый и фиолетовым, а также чёрный и белый. «Грязные» цвета, таким образом, равноудалены от всех цветов спектра и поэтому нейтральны.
Но: помогают ли эти цвета выделить и подчеркнуть достоинства цветовой гаммы работы Матисса? Я думаю, что НЕТ.

Дизайн багета. Рама в этом оформлении интересная – из составного багета: использованы американская коробка "canvas" и вставленный в неё багет с классическим лепным декором. Canvas – чёрный, а классический багет – чернёный с «продирами» до золота и до кремового грунта, с тёмно-коричневой патиной.Волнистый растительный дизайн лепнины на классическом профиле перекликается с волнистыми линиями синего узора на картине Матисса, и в этом – главная изюминка пластического замысла оформителя. Другая интересная деталь: «дно» "canvas'a" – тёмно-синее, цвет его взят у Матисса, это цвет блузки женщины на картине (похоже, вклеен тёмно-синий паспарту).

Дизайн паспарту: узкие паузы паспарту – первая, бордовая (оживляющая цветовую гамму оформления и хоть как-то перебрасывающая мостик красному на картине), и вторая, тёмно-синяя (мостик к синему цвету в багете), далее глубокий срез болотно-золотистого цвета (перевязка с цветом основного паспарту), затем освежающая широкая пауза светло-кремового цвета и кант темно-бронзового цвета (типом покрытия и цветом перекликающийся с покрытием антикварного багета).

Пропорции: соотношения ширин в этом оформлении кажутся мне вполне благополучными. За исключением только, может быть, повторения ширин соседних бордовой и синей пауз (синяя чуть пошире), правда, сами цвета не позволяли сделать эти паузы более широкими: и бордового, и синего оказалось бы слишком много.

Недостатки этой работы - продолжение выбранной цветовой концепции. Тёмные цвета и перепады высот составного багета «требуют» баланса, и оформителю приходится уравновешивать их тёмными цветами первой и второй пауз в сочетании с третьей паузой - глубоким срезом, а затем, после контрастной светлой широкой паузы (которая перекликается с кремовыми акцентами на картине), снова привязываться к тёмным цветам багета, вставляя на границе между оформлением и картиной тёмный не-плоский кант. Потому что без этого канта баланс бы не состоялся: настолько «требовательным» оказался багет. Как результат, в оформлении возникают две тёмные высоко-контрастные рамочки-полоски пауз в паспарту, которые «бьют по глазам», не давая нам увидеть и оценить достоинства картины.

5. Багетный салон "САРА", г.Уфа

Это оформление следует похвалить за смелость, принципиальность и... оригинальность. В самом деле, не так много у нас на конкурсе оказалось оформлений, современных по стилю. Почему принципиальность? Потому что оформителем был явно выбран принцип современности и простоты, и этому принципу оформитель следовал, не боясь того, что конкурсная работа может кому-то показаться простоватой. Простыми и при этом выразительными приёмами дизайнер добивается внятной связи между основными элементами оформления – багетом, паспарту и, конечно, между этими элементами и самой картиной.

Цветовая концепция: красное и белое, ясные и чистые цвета. Красный – как перекличка с основным цветом «Гармонии в красном», нейтральный бело-кремовый – как отражение чистоты и свежести стиля Матисса и как попытка «идеально» аранжировать яркую и разнообразную цветовую гамму картины Матисса.

Багет. Выбран багет с лепным декором в современном красном лаковом покрытии. Звучание этого профиля – чисто современное (лак!), ну, а блестящая лепнина «шевелится» и этим перекликается с оживлённым ритмом линий на картине Матисса.

Дизайн паспарту. Первая пауза паспарту – это красный глубокий срез, перевязанный по цвету с багетом и, конечно, с красным на картине. Цвета основного поля и второй паузы паспарту – одинаковые, то есть «туннель» паспарту не даёт здесь никакого эффекта глубины, но это не является ошибкой в сочетании с «плоской» картиной Матисса.

Немного о недостатках работы: главным из них является не «найденная» ширина второй паузы паспарту – она мне кажется слишком широкой. Я уверен, что ширина пауз может быть найдена только с оглядкой на средний размер деталей и пятен на оформляемой работе. Эти детали и пятна у Матисса – не мелкие, но и не огромные, и ширина второй, белой, паузы по отношению к их размерам - слишком большая.
Второй недостаток – рука об руку с первым: поле паспарту, включая паузы, слишком «пустынное», у нашего взгляда здесь есть только одна остановка – на красном срезе. Я думаю, что, сохраняя верность принципу «белого» паспарту, можно было немного поиграть «белым по белому» – усложнить туннель одной-двумя паузами паспарту того же, белого, цвета.

6. Дизайнерско-оформительский центр на Люберецкой книжной Ярмарке, г.Люберцы

Эта работа выполнена поистине с огромным мастерством. Настоящее произведение декоративно-прикладного искусства. Интересно придумана, изумительно вырезана, замечательно изготовлена, со вкусом и артистизмом покрашена.

Главный недостаток: её практически невозможно обсуждать в качестве оформления работы Матисса, с её - «матиссовскими» -конкретными, своеобычными и удивительными качествами. Можно сказать так: для оформителя, с его собственным декоративным стилем, работа Матисса явилась только поводом. Стиль этого оформления никак не соответствует стилю оформляемой работы, и это, конечно, не могло не повлиять на результат.

7. ИП Заволокин Сергей Александрович, г.Лобня

Довольно благополучное оформление. Его главным достоинством являются пропорции и грамотная в целом цветовая гамма.

Багет. Использован крашеный с позолотой, состаренный багет производства Bologni Arreda. Плюсом использования этого багета является сочетание цветов – патинированного («загрязнённого») красного и пятнистого «тосканского» золота. Декор (шарики) - достаточно нейтральный, он тоже допустим. Минуc – классическая вогнутая форма профиля, она Матиссу не подходит.

Дизайн паспарту в этом оформлении не особенно изобретательный, и это, конечно, повлияло на результат. Цвет основного поля в целом допустим, но не является блестящей находкой. Бежевый цвет - не нейтральный: он остро и выразительно смотрится в сочетании с синим на картине, но в сочетании с красным и, в особенности, с жёлтыми акцентами (фрукты, подоконник и т.д.) – не работает.Жёлтые у Матисса он своей «массой» прямо-таки разбавляет и гасит.
«Туннель» паспарту состоит из слишком узких пауз, что не добавляет оформлению ни выразительности, ни баланса: общий «вес» всех трёх пауз слишком легкий по сравнению с «весом» багета. К тому же цвета пауз не до конца объяснимы. Если первая, красная, понятна – она перекликается с красным в багете и на картине, то цвет второй, нейтрально-серой, паузы необъясним и не слишком гармонирует с тёплой гаммой оформления в целом. Третьей паузой является глубокий срез тёпло-кремового цвета, а этого недостаточно для того, чтобы сбалансировать багет и край паспарту, в котором для баланса недостаёт также и золота, цвет которого перекликался бы с цветом золота на багете.

8. Багетный салон "Baguette-Hall", г.Москва

Пусть не обижаются на меня оформители из салона Baguette, но их оформление очень сильно напоминает оформление мастерской Багет-Маркет, и, комментируя их работу, мне придётся повторяться.

Оформление это выглядит профессионально и, в целом, логично. Впечатления «связности» дизайна оформитель добивается с помощью повторения элементов оформления. Багет рамы прочно перевязан с багетным профилем, использованным в дизайне края паспарту: у них одинаковое покрытие и похожая лепнина (это профили из одного семейства багета, новинки в коллекции НеоАрт). Синий цвет основного поля паспарту и синий цвет паузы - тоже одинаковые.

Цветовая концепция оформления: классика, за счёт использования багетных профилей с классическим лепным декором. Цветовая концепция: синий и тёплое серебро.

Багет. Оформление это выглядит даже «богаче», чем у Багет-Маркета, за счёт использования серебряного, богато декорированного багета, по сравнению с которым белый багет Багет-Маркета выглядит просто аскетичным. Одновременно оригинальное и выразительное качество этого оформления - цвет багета. Это серебро, патинированное тёплой светлой патиной, с «протирами» до оранжеватого подслоя на верхушках лепнины. Само серебро, из-за того, что под ним тёплый яркий подслой, приобретает особый тёплый оттенок.

Не могу не добавить, что, по моему мнению, чисто классический декор на обоих багетах - чужой Матиссу по стилю.

Дизайн паспарту. Дизайн паспарту состоит из поля основного паспарту, широкого лепного канта и одной широкой паузы паспарту (того же цвета, что и основное поле). Выбор синего цвета паспарту (в данном случае это тоже более «роскошный» материал – шёлк) я не считаю удачным по причинам, уже описанным выше, несмотря на то, что тональный контраст на границе между багетом и паспарту в этом оформлении поменьше – за счёт более светлого тона и блестящей текстуры шёлка. Было бы лучше, если бы внутренний багет-кант был потоньше, такой массивный кант только усугубляет впечатление ненужной «роскоши». Ещё одним недочётом этого дизайна является то, что пауза паспарту между супер-рельефным кантом и краем картины слишком плоская, небольшие ступеньки хотя бы того же цвета и тоже с обратным срезом, не помешали бы (см.оформление Багет-Маркета).

Пропорции: основное поле паспарту выгладит слишком узким, в том числе потому, что обилие лепнины его сдавливает.

9. ООО Экселлент-Арт, г.Москва

Диплом, полученный на Конкурсе этим оформлением – пример того, как совершенно неожиданный подход может принести оформителю успех. Мне трудно комментировать эту работу, потому что я с ней почти во всём НЕ согласен (не обижайтесь, коллеги!).

Цветовая концепция этой работы кажется мне надуманной: я не могу найти объяснения сочетанию достаточно яркого тёплого зелёного оттенка основного паспарту с ярко-жёлтым, ярко-красным, тёмно-синим и чёрным цветами применительно к оформлению «Гармонии в красном».

Дизайн багета. Использован составной багет - сочетание прямого, узкого и высокого, и тонкого полукруглого металлического профилей. Выглядит современно, цвета - яркие, при этом из них красный – понятен, а жёлтый – совсем нет. Этот жёлтый с огромным трудом приживается в данном оформлении, да и то - только потому, что находится «на периферии» оформления.

Дизайн паспарту. Цвет основного паспарту мне понятен как «заявка» оформителя на использование яркого цвета, являющегося дополнительным к основному цвету цветовой гаммы картины Матисса. Не спорю, зелёный оттенок может заставить «матиссовский» красный звучать выразительно и необычно. Но: на мой взгляд, «заявка» не была исполнена, и основной цвет паспарту так и не был найден. Использованный в оформлении цвет - слишком яркий и слишком зелёный, его слишком много и он слишком агрессивен. К тому же, это бархат, а текстура бархата конфликтует с живописью Матисса: живопись Матисса – яркая и звонкая, а бархат своей, словно запылённой, аморфной текстурой «гасит» любую энергию.

Белые срезы на бархате – ненужная деталь, две тонкие белые линии в этом оформлении – лишние. Перекличка красного глубокого среза в паспарту с красным багетным профилем и с красным цветом на картине выглядит логичной. Но чужая не только всем остальным элементам оформления, но и оформляемой картине «рамочка», образованная вокруг картины довольно широкой тёмно-синей паузой паспарту и чёрным «бэвелом» - совершенно необъяснима. Она отсекает картину от оформления, при этом её чёрный и сине-чёрный цвета не повторяются в других элементах оформления и не встречаются у Матисса.

10. Салон-мастерская "Золотой БАгет", г.Пятигорск

Эта конкурсная работа – довольно оригинальная попытка создать для картины Матисса оформление в немного наивном декоративном стиле. И стилеобразующим элементом здесь является багет.

Дизайн багета. Использован багет с обратным профилем, достаточно простым по дизайну и вполне подходящим для оформления картины Матисса. Его пропорции и основной золотистый цвет (покраска под натуральное дерево) выглядят вполне гармонично в этом оформлении. Элемент наивности (народного декоративно-прикладного стиля) вносит нанесённый на багет цветочный рисунок-узор. Этот волнистый узор придаёт багету свойство визуальной «подвижности» (ценное, на мой взгляд, качество в багете): стоит Вам сфокусироваться на изображении, и Вы тут же замечаете, как размытые («не в фокусе») элементы узора начинают двигаться по периметру рамы в направлении по часовой стрелке. Не обходится без минусов: узор – самый «требовательный» к стилю элемент декора, и он к стилю Матисса не подходит. Условно говоря, глядя на этот багет, любому сразу понятно, что «Матисс так бы цветочки не рисовал».

Цветовая концепция: довольно оригинальная для нашего конкурса. Сочетание светло-жёлто-охристого «натурального» оттенка с белым и небольшим количеством неяркого синего.

Дизайн паспарту. Дизайн паспарту в таком «наивном» оформлении, наверное, и не мог быть особо сложным. Видно, что основная задача дизайнера при работе над краем паспарту была –сбалансировать его с багетом. Основное поле паспарту – довольно холодного белого цвета, затем тонкая тёмно-серо-синяя пауза, перекликающаяся скорее не с энергичными оттенками синего на картине Матисса, а с синими цветочками на багете, затем светлый кремово-золотистый кант и довольно широкая пауза кремово-бежевого паспарту, близкого по цвету к багету.

Пропорции: грамотно подобраны, но, на мой взгляд, поля основного паспарту могли бы быть и пошире.

Некоторые недочёты. Цвет основного поля паспарту вызывает вопросы. Такой оттенок белого мог бы быть частью другого оформления, но в данном случае, между двумя относительно насыщенными кремово-охристыми элементами и по сравнению с ними, он выглядит слишком холодным, светлым и…бесцветным. Более насыщенные и яркие «соседи» заставляют основной паспарту так выглядеть! Происходит это потому, что любой цвет мы воспринимаем «в отношении» к другому, в первую очередь соседнему, цвету. «Цвет, - как говорил великий французский художник-колорист Делакруа, - это отношения
Синяя пауза. Как я уже написал выше, её назначение понятно. Но: странным образом в этом, мягком и неконтрастном оформлении, тёмная обводка вокруг кремовых элементов края паспарту выглядит лишней. Объяснение этому, кроме слишком сильного для данного оформления контраста, в том, что наш глаз не считывает связи этого элемента с багетом, ведь на багете синий присутствует только в виде небольших пятен свободной «цветочной формы», по сравнению с которыми даже такая узкая пауза выглядит... резковато.

Приз Зрительских Симпатий

Багетная мастерская "Золотое Руно", г.Москва

Эта работа – пример «рукодельного подхода» к оформлению. Ещё один случай, когда картина Матисса стала для оформителя поводом к собственному творчеству. Ну, а смелость вызвала «зрительские симпатии» у посетителей выставки.

Комментировать данное оформление с точки зрения правил нашей оформительской работы - трудно. В самом деле, невозможно представить себе заказчика, который принёс бы в мастерскую работу на оформление и разрешил её... дополнять элементами нашего собственного изготовления.

Цветовая концепция этой работы состоит из тёмно-серого, нескольких оттенков красного, а также синего и коричневого с зелёным и светлым тёплым серым.«Цементируют» изделие разные оттенки красного цвета – это и живой тёплый красный с картины Матисса, и плоский, более холодный красный картон для паспарту, и патинированный «грязно»-коричневой патиной состаренный малиновый цвет рамы.

Рамы. В оформлении использованы две рамы (составным этот багет считать нельзя). Первая работает как коробочка, в которую вставлена вторая рама – ломаной формы. Багет первой рамы никак не совместим со вторым ни по стилю, ни по цвету, ни по форме – они совершенно чужие друг другу. Первый – это современный по форме багет с волнистой «мятой» текстурой поверхности и покрытием «состаренная покраска», второй – уже описанный мной выше красно–золотой, патинированный тёмной патиной багет Bologni Arreda классической формы.
Этот второй багет является частью композиции в форме трёхчастной ширмы, элементами которого являются:

  1. Репродукция картины Матисса;
  2. Декоративные элементы на полях вытянутого по горизонтали паспарту, выполненные оформителем;
  3. Сама красная рама.

Сочетание этих трёх элементов эклектично, то есть все элементы – разностильные, и, на мой взгляд, их взаимное отталкивание усиливается оттого, что автор изделия спрессовывает эти элементы на небольшой плоскости, не давая глазам зрителя «продыха» (обычно задачу «дать продых» решает паспарту).

Паспарту. Собственно, паспарту в этой работе нет – из картона для паспарту мастерски изготовлены декоративно-изобразительные элементы по матиссовским образцам, «дополняющие» работу Матисса: завитки узора, часть стула, окна, пейзаж за окнами, почему-то с облаками, летающими по саду вместо стоящих там деревьев(?!). Композицию дополняют синяя с белым срезом окантовка по краю рамы, а также синяя и коричневая окантовки, тоже с белыми срезами, по краю репродукции.

Моё резюме. Наше дело состоит в том, чтобы оформлять изображения, то есть наилучшим образом презентовать и выделять их положительные качества. Обсуждаемая же работа изготовлена, как я уже написал выше, с другой целью – это авторская композиция на тему произведения Матисса. Результат: работы, которую нужно было оформить, НЕ ВИДНО.
Что же видно? Видно, что оформитель пытался скомпоновать (организовать) элементы оформления, а также декоративные элементы «по мотивам Матисса» и саму репродукцию.
Видно мастерство, видна выдумка.
Получилось ли авторское произведение? По моему мнению, тоже не совсем: задача оказалась слишком сложной и вряд ли выполнимой! Слишком много контрастов, слишком всё скученно, слишком много красных оттенков, обилие которых утомляет глаз и не даёт нам их различать – они запоминаются как единая красная масса. Элементы, призванные «дополнить» Матисса, разрушают «Гармонию в красном», но и новой гармонии не создают. К тому же, эти элементы, хоть и мастерски изготовленные из картона, но «нарисованы» всё же хуже, чем у Матисса :), а иногда, как в случае с «облаками», даже вызывают ненужные вопросы.